Организация и подготовка драматизации сказки с детьми дошкольного возраста

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку — способствует активизации разных сторон речи детей:

Словаря;
Грамматического строя;
Диалогической и монологической речи;
Совершенствованию звуковой стороны речи.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В.Г. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С.ВыготскийН.Я.Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

Именно театрализованная деятельность является уникальным   средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал   театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

1.Недостаток учебного времени, т.е. общая загруженность воспитателей.

2.Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.

3.Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.

  1. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства.       Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
  2. Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках.   Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.

6.Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра.

Однотипный набор шапочек — масок, элементы костюмов героев переходят   из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из — за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Сходными являются формы организации этих процессов: игра – ролевая и актёрская.

Театральная деятельность отвечает психологическим   особенностям дошкольноговозраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

Музыкальный компонент театральных спектаклей расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. Природная предрасположенность дошкольников к пению и движению объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём с удовольствием.

Процесс создания (постановки) музыкальной сказки трудоемкий, но интересный, требующий от педагогов кропотливой работы. Основной целью создания музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира.

1 этап «Выбор произведения»

             Сказка- работа коллективная, поэтому и выбор сказки должен быть коллективным.     Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, педагог выносит на обсуждение известные и неизвестные сказки, умело направляя процесс поиска.     Необходимо учитывать способности и особенности детского коллектива. Так как на подготовку сказки требуются большие временные и творческие затраты, лучше, если сказка будет соответствовать теме ближайшего праздника, развлечения. Это позволит сэкономить силы детей и взрослых, даст возможность каждому ребенку побыть артистом и почувствовать свою значимость.

2 этап « Какой он — сказочный герой?»

           Работа над персонажами сказки способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, речи. Формируется музыкальность, музыкальная культура, которая является частью общей культуры. В процессе работы можно опираться на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Педагог предлагает рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж. Поскольку личный опыт детей еще не велик, корректируем и помогаем, подсказываем наиболее яркие индивидуальные черты, особенности персонажа. В этом мне помогают:

Этюды на мимику

  • Например: работа с карточками эмоций с кратким их описанием: «Заяц испугался», «Обиженный заяц», «Смелый ежик», «Злые волк и медведь», «Хитрая лиса».
  • прием «Выбери карточку», «Кто это?»- один ребенок мимикой показывает эмоцию, а все дети выбирают подходящую карточку.

Этюды на движение

  • Например: «Лиса идет»- пройти на «мягких лапках».
  • «Спаси зайчика», «Вкусное варенье», «Пляска зверей», «Пчелы трудятся», «Косим сено», «Поедем на автобусе».
  • прием «Отгадай кто это?»- один ребенок показывает, другой называет (угадывает) персонажа сказки.

Ребенок начинает понимать, что, если хорошо представить предмет, о котором идет речь и выразительно сказать – то текст запоминается лучше и быстрее. Взаимодействие с партнерами и участие в спектакле становится все более увлекательным. Хорошо зная и представляя своего героя, умея понятно и выразительно говорить его словами, дети с легкостью справляются с мимическим решением образа. Конечно, некоторым все же необходима помощь, чтобы “разбудить” мышцы лица и научить лицо радоваться, печалиться, злиться, хохотать. В этом педагогу поможет психогимнастикаМ.И.Чистяковой. Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными способами, в томчисле и музыкальными.

3 этап « Формирование актерского состава (распределение ролей)»

Дети на протяжении некоторого времени погружаются в волшебный мир музыки и сказки, сами создают его, учатся смотреть и слушать. За это время формируется:

            группа солистов;

  • актерская группа;
  • танцевальная группа.

Обозначаются детские желания, круг интересов, выявляются пристрастия. Ребята попробовали себя во всех ролях – одушевленных и неодушевленных. Поиграли в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается возможность попробовать себя в той или иной роли. В процессе исполнения ребенок сам оценивает себя. С другой стороны его оценивают товарищи. Коллектив детей высказывает свои пожелания, определяет свои симпатии. Совместный выбор детей и педагогов и определяет исполнителя той или иной роли. Проводится последняя костюмированная репетиция.

4 этап « Знакомство с музыкальным оформлением спектакля»

Художественное слово и музыка дополняют друг друга, усиливают впечатления от услышанного, побуждают детей взять в руки карандаши или краски и выразить свои впечатления на бумаге, в движении, в сольном вокальном номере.

Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и во время ее исполнять. Для поиска пластического решения образа некоторых героев необходимы занятия хореографией. Передавать образ в движении дети учатся, исполняя различные этюды, на этапе «танцевального творчества», в рамках музыкальных занятий.

5 этап « Создание сценического пространства»

Создание сценического пространства требует от детей умения ориентироваться. Определять границы данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия. Знать стороны: лево, право, назад, вперед, по диагонали. Определять середину и края. Развитию ориентировки способствуют упражнения на перестроение. Чтобы лучше представить рисунок перестроений детям предлагается зрительный ряд пиктограмм. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам с которыми надо взаимодействовать. В силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление. Возникает необходимость использования предметов (как декораций, так и предметов – заменителей). Взаимодействие с партнерами приводит к составлению   мизансцен.

Педагогу остается, не навязывая своего видения, совместно “обжить” с детьми пространство. Элементы декорации, реквизит находят свое точное место на площадке во время репетиции эпизодов (мизансцен). А элементы костюма находят своего исполнителя.

6этап «Премьера»

Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в создании музыкальной сказки. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, ощутить радость общения со сверстниками и взрослыми, которым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка.

Формируется чувство ответственности за общее дело…

…Афиша готова. Артисты волнуются. Зрители в ожидании. Итак, премьера!

Оставить комментарий

medal
Яндекс.Метрика Версия для слабовидящих