Родители, берегите детей!

Консультация для родителей на тему мотивационная готовность к школе

Психологическая готовность к школе это мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Сегодня мы поговорим с вами о мотивационной готовности.

Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника». В случае несформированности мотивов к учению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.

Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличается друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие школьные принадлежности, потому что там не надо спать. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все: и классы, и учительница, и систематические занятия — являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статутное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка игрушки диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а портфеля или учебника — обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сёстрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что, для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Как повысить мотивационную готовность детей к школе? Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Интерес к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро (в течение 2-3 месяцев) исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть должна появиться собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ребёнок будет учиться в школе. Мы говорим только о готовности, то есть о состоянии, которое предшествует приходу в школу. В этот момент стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила и являются главными составляющими, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребёнок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение во время урока, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и шалить вволю, негативное отношение к товарищам или учителю. Так или иначе, но такое состояние будет мешать вашему ребёнку учиться, как бы хорошо ни готовили его к занятиям дома.

— Откуда же ребенок до поступления в школу должен узнать, что школьником быть хорошо?

— Как создать у ребенка установку на хорошую учебу в школе?

Этому способствуют различные виды совместной деятельности родителей с ребенком, помогающие при формировании мотивационной готовности:

— экскурсии в школу;

— встреча и знакомство с учителями;

— рассказы о своих любимых учителях;

— показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей;

— совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением;

— знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги;

— участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре «Школа».

Используйте дома следующие упражнения и игры для развития мотивационной готовности детей.

Упражнение «Ассоциация на слово первоклассник»

Упражнение «Что лежит в портфеле»,

Упражнение «Я хочу в школу, потому что…»,

Игра «Копилка первоклассника»

Упражнение «Собираем портфель»

Игра «Урок и перемена»

Отгадывание загадок на школьную тематику.

Чтение сказок для школьной адаптации. «Лесная школа» М.А.Панфилова и др.

Рекомендации для родителей.

Если вы хотите помочь ребёнку учиться в школе радостно, начните со следующего:

— расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;
— на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
— воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний — воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

— никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдёшь в школу — там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!». Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него запаса необходимых умений и навыков ему будет трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к обучению в школе.

Если у ребенка не сформировано положительное отношение к школе, к учителю, то впоследствии учителям и родителям придется затратить много сил и терпения, чтобы исправить положение.

Мотивационная готовность включает в себя также такое психологическое качество, как самооценка. Дети с завышенной самооценкой не склонны считать себя виноватыми в собственных неудачах. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Если ребенок не готов к принятию самостоятельной позиции школьника, ему трудно будет учиться в школе, даже при наличии высокого уровня интеллектуального развития. Поэтому ваша задача — систематически заниматься с ним, тренироваться в выполнении различных упражнений.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь ребёнку придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственно.

  

Играйте вместе с детьми, фантазируйте, и вас всё получиться!

Игры с пуговицами

Здравствуйте уважаемые мамы и папы!

Вам кажется, что вы с детьми переиграли во все игры и игрушки и даже по нескольку раз? А вот и нет, про пуговицы то вы забыли!

Важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми в быту предме­тами дают возможность расширить сферу социального ориентирования ребенка. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, потому что «герои» и объекты наших пер­вых игр — обыкновенные крышки, ложки, тарелки и прочая до­машняя утварь. Сегодня я расскажу вам про игры с пуговицами. В каждом доме наверняка найдется коробочка с пуговицами, которую и выкинуть жалко и деть не куда. Предлагаю несколько вариантов игр, которые у детей идут «на ура»! Важно помнить, что предлагать игры с пуговицами детям в целях безопасности лучше после 4 лет или играть вместе с родителями (под присмотром).

 «Пуговичный массаж»

Заполните просторную коробку (на­пример, из-под обуви) пуговицами. Жела­тельно, чтобы пуговиц было много. А те­перь совместно с ребенком:

  • опустите руки в коробку;
  • поводите ладонями по поверхности пуговиц;
  • захватите пуговицы в кулаки, чуть при­поднимите и разожмите кулаки;
  • погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;
  • перетирайте пуговицы между ладонями;
  • пересыпайте их из ладошки в ладошку;
  • сначала одной рукой, потом другой, за­тем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц… отпустите;
  • берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадрат­ную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая
    амплитуду движений;
  • те же движения можно произвести тыль­ными сторонами ладоней.

А теперь перемес­тите коробку на пол:

  • погрузите в коробку голые ступни;
  • производите круговые движения;
  • поглубже погрузите ноги в пуговицы, поше­велите пальцами ног;
  • перебирайте пальцами ног пуговицы;
  • перетирайте пуговицы между ступнями;
  • захватывайте пугови­цы пальцами ног, при­поднимайте и разжи­майте пальцы.

Комментарий. Благодаря массажу, мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», на­ходящийся на кончиках пальцев рук и ладонях. Таким образом происходит сенсомоторное развитие, являющееся услови­ем успешного взаимодействия с окружа­ющим миром. Массаж ног важен для ак­тивизации жизненно значимых центров организма.

«Рыбалка»

Скажите ребенку: «Мы с тобой рыба­ки. Отправляемся на рыбалку в «пугович­ное море». Наши руки помогут нам выло­вить рыбку — пуговичку. Опусти руки в «пуговичное море» и вылови «рыбку» (Пусть ребенок возьмет любую пуговицу).

  • Какую «рыбку» ты выловил: большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?
  • Какого цвета твоя «рыбка»?
  • Она легкая или тяжелая?
  • Теплая или холодная?

А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Какая она?

Правда, она маленькая (гладкая, скользкая, прохладная, легкая…)?

Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»

Комментарий. Игра способствует раз­витию сенсомоторной и познавательной сфер. Усложняя игру, можно добавлять в «ведерко» больше «рыбы».

«Аквариум»

Для игры потребуется миска с водой и несколько дополнительных пуговиц. Скажите ребенку: «На рыбалке мы с то­бой поймали две рыбки. Принесли их до­мой. У нас есть аквариум (покажите мис­ку с водой), там уже «живут» три «рыб­ки» (положите в миску с водой три пуго­вицы). Ты хорошо запомнил наш улов? Сейчас мы опустим наших «рыбок» в ак­вариум, закроем глаза. Сможешь ты, опу­стив руку в аквариум, узнать свою рыб­ку? А мою? Молодец!

А если бы в нашем аквариуме было больше рыб?..

Комментарий. Особенностью этой игры является взаимодействие с водой. Это, с одной стороны, позволит снять на­пряжение, с другой стороны, обогатит ар­сенал ощущений ребенка.

«Пуговичное ожерелье»

Выложите пуговицы на стол. Скажи­те ребенку: «Давай сделаем в подарок на­шей бабушке белое (или другого цвета) ожерелье. Выбери все белые пуговицы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Положи ее пе­ред собой. Теперь выбери две пуговицы по­меньше. Положи их справа и слева от цен­тральной. А теперь выбери две пуговицы еще меньше…» И так далее, выкладывая пуговицы полукругом, вы получаете ожерелье. Для усложнения игры можно нанизывать пу­говицы на нить или леску.

Комментарий. Игра позволяет укре­пить знание цвета, формы, величины и знание пространственных направлений. Кроме того, ребенок переживает радость творчества — перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближ­нему.

Используя принцип игры «Пугович­ное ожерелье» вы можете играть, состав­ляя различные узоры из пуговиц, варьи­руя цветом, формой, величиной и про­странственным расположением.

«Пуговичное лото»

Возьмите две красочно иллюстриро­ванные книги. Найдите самые красивые картинки. Одну книгу отдайте ребенку, другую возьмите себе. Пересыпьте пуго­вицы в полотняный мешочек. Скажите ребенку: «Будем играть в лото. У каждого из нас есть картина. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет и искать такой же цвет в своей картине. Если ты нашел в картине этот цвет, то ты получаешь пуговицу и кла­дешь ее на картину — в то место, которое того же цвета, что и пуговица. Потом ты достаешь пуговицу, я называю ее цвет и ищу его в своей картине. Если я правиль­но назвала и нашла этот цвет, ты мне даешь пуговицу, а я кладу ее на нужное место. Победит тот, кто закроет все цвета картины пуговицами».

Комментарий. Особенностью этой игры является то, что она содержит инст­рукцию и правила. Также, в игре может быть победитель и проигравший. Таким образом, мы формируем у ребенка адек­ватное отношение к своей и чужой побе­де, учим переживать поражение. Так, че­рез систему игр, мы переходим от «ману­ального» интеллекта к «социальному».

«Пуговичные узоры»

Предложите детям немного пофантазировать и выложить на пластиковых тарелочках различные узоры, не используя каких-либо шаблонов. Пуговицы интересны тем, что имеют разную форму, размер, фактуру.

Играйте вместе с детьми, фантазируйте, и вас всё получиться!

Об организации деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Волгодонска в условиях сохранения рисков распространения Covid-19

[gview file=»http://www.vishneviy-sad.ru/wp-content/uploads/2020/05/ПОСТАНОВЛЕНИЕ-20p1082.doc»]

Правила безопасного поведения на воде

Чтобы избежать несчастного случая, надо знать и соблюдать меры предосторожности на воде. Лучше всего купаться в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях; обязательно предварительно пройти медицинское освидетельствование и ознакомившись с правилами внутреннего распорядка мест для купания.

  • не ходить к водоему одному. Сидя на берегу закрывать голову от перегрева и солнечных ударов;
  • для купания лучше выбирать места, где чистая вода, ровное песчаное дно, небольшая глубина, нет сильного течения и водоворотов, нет проезжающего по воде моторного транспорта;
  • начинать купаться следует при температуре воздуха + 20-25 0С, воды + 17-19 0С. Входить в воду надо осторожно, на неглубоком месте остановиться и окунуться с головой;
  • в воде можно находиться 10-15 минут. Ни в коем случае не доводить себя до озноба, это вредно для здоровья. От переохлаждения в воде появляются опасные для жизни судороги, сводит руки и ноги. В таком случае нужно плыть на спине. Если растеряться и перестать плыть, то можно утонуть. Часто вода попадает в дыхательное горло и мешает дышать. Чтобы избавиться от нее, нужно немедленно остановиться, поднять голову как можно выше над водой и сильно откашляться;- во время купания никогда не принимай пищу, не жуй жевательную резинку;
  • не заходи в воду при сильных волнах. Попав в сильное течение, не надо плыть против него, иначе можно легко выбиться из сил. Лучше плыть по течению, постепенно приближаясь к берегу.
  • никогда не следует подплывать к водоворотам — это самая большая опасность на воде. Она затягивает купающегося на большую глубину и с такой силой, что даже опытный пловец не всегда в состоянии выплыть. Запутавшись в водорослях, не делайте резких движений и рывков, иначе петли растений еще туже затянутся;
  • знай, опасно подплывать к идущим пароходам, катерам, вблизи которых возникают различные водовороты, волны и течения.
  • еще более опасно нырять в местах неизвестной глубины, так как можно удариться головой о песок, глину, сломать себе шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть. Не менее опасно прыгать головой в воду с плотов, пристани и других плавучих сооружений. Под водой могут быть сваи, рельсы, камни и осколки стекла. Нырять можно лишь там, где имеется для этого достаточная глубина, прозрачная вода, ровное дно;
  • если не умеете плавать, необходимо иметь спасательные средства. Не находиться на крутых берегах с сыпучим песком, чтобы не быть засыпанным.

Необходимо помнить, что соблюдение мер предосторожности — главное условие безопасности на воде.

Соблюдайте следующие правила:

  • плавайте в присутствии взрослых;
  • не заплывайте за буйки, обозначающие границы заплыва;
  • не подплывайте к судам (моторным, парусным) и другим плавсредствам — это опасно;
  • не плавайте на неприспособленных для этого средствах;
  • не загрязняйте водную акваторию и берега;
  • не прыгайте в воду с лодок, причалов, а также сооружений, не приспособленных для этих целей;
  • не затевайте в воде игры, связанные с нырянием и захватом купающихся;
  • не используйте для плавания доски, лежаки, бревна, камеры автомашин, надувные матрацы и т.п.;
  • если вы плохо плаваете, держитесь поближе к берегу, так, чтобы в любой момент можно было коснуться ногами дна.

medal
Яндекс.Метрика Версия для слабовидящих