Ваш ребенок плохо говорит?

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе — угрозу, но произнесенные одинаково,ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей.

От чего же зависит правильное произношение?

Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные (и то не все, а в основном звуки а, у, и); согласные: «м», «п», «б», «к», «г» и др. На следующем этапе дети овладевают звуками «ы», «э», «х», твердыми свистящими (с, з ), звуком «ль». И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, — это звук «ц», группа шипящих звуков (ш, ж, ч, щ), звуки «л», «рь», «р». Своевременное и правильное овладение ими зависит от многих факторов.

Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхания, которое обеспечивает нормальное звуко — и голосообразование. Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук «р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении «р». Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т. п.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки в нем); к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического типа.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак- лак, том- дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухость при одинаковой артикуляции, например звуки «с» и «з», «ж» и «ш», другие имеют более резкие акустические различия, очень тонкие акустические различия имеют твердые и мягкие согласные («т» и «ть», «с» и «сь»). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносят слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Ребята с недостатками произношения очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки. В таком случае важно своевременно обратиться к специалисту.

Необходимо помнить о том, что почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Далее приведены методы логопедического воздействия которые могут применять и родители которые хотят помочь своему малышу научиться говорить правильно.

ВАЖНО: работу по исправлению недостатков звукопроизношения должен проводить только ЛОГОПЕД!

 

См. также Игровые методы работы в логопедической практике.

 

Осторожно, клещи!

Заболевания клещевым энцефалитом и клещевым боррелиозом легче предупредить, чем лечить!

К заражению клещевым энцефалитом и клещевым боррелиозом восприимчивы все люди независимо от возраста и пола. Наибольшему риску подвержены лица, деятельность которых связана с пребыванием в лесу. Укусы клещами граждан, в основном, происходят в лесах, лесопарках, садоводческих участках, кладбищах.

Как можно заразиться?

— Возбудитель болезни передается человеку в первые минуты присасывания зараженного вирусом клеща вместе с обезболивающей слюной;
— Заражение может произойти при втирании в кожу вируса при раздавливании клеща или расчесывании места укуса;
— При употреблении в пищу сырого молока коз (чаще всего), овец, коров, у которых в период нападения клещей вирус может находиться в молоке. Следует подчеркнуть, что заразным является не только сырое молоко, но и продукты, приготовленные из него (творог, сметана и т.д.). Зарегистрированы случаи заражения людей вирусом клещевого энцефалита при употреблении сырого козьего молока.

Клещи не нападают с деревьев или высоких кустов, но ползут снизу вверх. Именно в травянистой среде клещи имеют лучшую защиту от солнечных лучей и подстерегают свою добычу. Иногда люди могут пострадать от клещей, занесенных в дом с цветами, ветками, на одежде, при заносе клещей животными (кошками, собаками).

Как можно защититься от клещевых инфекций?

Самое надежное средство предупреждения заболеваний клещевым энцефалитом — иммунизация населения, которая проводится поздней осенью и ранней весной.

Отправляясь на природу не забывайте о мерах личной профилактики в защите от клещей. Проводите само- и взаимоосмотры одежды каждые 10-15 минут для обнаружения клещей.

От нападения клещей рекомендуется применение индивидуальных средств защиты — акарицидных препаратов (вызывающих гибель клещей), которые наносятся на одежду, реппелентов (отпугивающих средств): «Рефтамид таежный», «Москитол-антиклещ», «Цифокс», «Медифокс-антиклещ», «Пикник-Антиклещ» и др. (перед использованием препаратов следует ознакомиться с инструкцией).

Необходимо одеться так, чтобы уменьшить возможность заползания клещей под одежду, лучше, чтобы одежда была светлой и однотонной, клещи на ней более заметны:

— верхняя часть одежды должна быть заправлена в брюки, манжеты рукавов плотно прилегать к руке;
— брюки, заправленные в сапоги, гольфы или носки с плотной резинкой;
— на голове желателен капюшон или другой головной убор (платок, концы которого следует заправлять под воротник).

Если произошел укус клещом необходимо обратиться за медицинской помощью в лечебно-профилактическое учреждение по месту жительства о назначении врачом медикаментозных препаратов с профилактической целью, а также для медицинского наблюдения в течение трех недель с проведением термометрии, выполнения рекомендаций врача по предупреждению переутомления, физических нагрузок.

Соблюдение правил безопасного поведения во избежание несчастного случая

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем. Это опасно, потому что водитель не может остановить машину сразу.

  • Дорогу необходимо переходить в специально установленных местах по пешеходному переходу.
  • На проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа.
  • Опасно выезжать на проезжую часть на велосипедах, скейтах и роликовых коньках.
  • Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.
  • Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.
  • Не разрешать детям ездить на скутерах, мотоциклах и автомобилях без взрослых.

Помните, лицам моложе 18 лет ЗАПРЕЩАЕТСЯ управлять мотоциклами и автомобилями! К управлению скутером допускаются лица, достигшие возраста 16 лег, имеющие необходимые права.

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

  • Строго соблюдайте меры противопожарной безопасности.
  • Не пользуйтесь неисправными электроустановками.
  • Помните об опасности угарного газа.
  • Следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети, убирайте их в недоступные для малышей места.
  • Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные упаковки.
  • Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра.
  • Уходя из дома, выключайте электроприборы из сети.
  • Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, солярка).
  • При обнаружении пожара сообщите взрослым и вызовите пожарных по телефону

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

При обнаружении подозрительных предметов (свертки, кульки, коробки, сумки, мешки, ящики) немедленно сообщить о предмете взрослым.

Не подходить к обнаруженному предмету, не трогать его руками, и не допускать к нему других,

Не вступайте в разговор с незнакомцами, не садитесь к ним в автомашину. Будь бдителен! ЗНАЙ: Заведомо ложный вызов пожарных (милиции, «скорой помощи», других специальных служб) является нарушением закона и наказывается штрафом, который придётся заплатить твоим родителям.

Уважаемые родители (законные представители) напоминаем Вам, что Вы несёте административную ответственность за нарушение Областного закона от 16.12.2009 № 346-3C «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному здоровью» (п.1 ст. 3: Дети (лица, не достигшие возраста 16 лет) не могут находиться в ночное время (…с 22 часов до 6 часов следующего дня) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования…)

Всю ответственность за соблюдение вышеперечисленных пунктов несёте вы, родители!!!

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители (законные представители) могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной, гражданско-правовой, семейно-правовой, уголовной.

Памятка по безопасности для педагогов и родителей

ПАМЯТКА
по безопасности
для педагогов и родителей

Цель: научить детей здоровой настороженности и бдительности.

Уважаемые педагоги и родители! Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем большая вероятность, что он их запомнит и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать. Вот некоторые правила, которые дети должны постоянно помнить.

Если ты на улице

  1. Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи свой маршрут движения.
  2. Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.
  3. Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.
  4. Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку.
  5. Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя у остановки.
  6. Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту.
  7. Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.
  8. Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.
  9. Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.
  10. Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт.
  11. Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик – твоя форма защиты!
  12. Твоя безопасность на улице во многом зависит от тебя!

По возвращении домой не теряй бдительности!!!

  1. Если при входе в подъезд ты заметил посторонних, подожди, пока кто-нибудь из знакомых не войдет в подъезд вместе с тобой.
  2. Не входи в лифт с незнакомым человеком.
  3. Если ты обнаружил, что дверь в твою квартиру открыта, не спеши входить, зайди к соседям и позвони домой.

Если ты собираешься делать покупки

  1. Перед выходом из дома пересчитай наличные деньги.
  2. Не говори никому о том, какой суммой денег ты располагаешь.
  3. Не входи один в торговую палатку, машину, подсобное помещение, обязательно возьми с собой сопровождающего тебя человека.
  4. Расплачиваясь, не показывай все деньги, имеющиеся у тебя.

Следуя этим советам, ты сделаешь покупку, которая принесет тебе радость!!!

Если ты дома один

  1. Попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону.
  2. Если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо от того, один ты дома или с близкими). На ответ «Я» дверь не открывай, попроси человека назваться.
  3. Если он представляется знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, не открывая двери, попроси его прийти в другой раз и позвони родителям.
  4. Если человек называет незнакомую тебе фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая двери, объясни, что он неправильно записал нужный ему адрес, и позвони родителям.
  5. Если незнакомец представился работником ЖКХ, почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.
  6. Если пришедший представился сотрудником отдела внутренних дел (милиции), не открывая двери, попроси прийти его в другое время, когда родители будут дома, и сообщи им.
  7. Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или «скорой помощи», не спеши открывать дверь; уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу.
  8. Если на лестничной площадке собралась компания, распивающая спиртные напитки и мешающая твоему отдыху, не вступай с ней в конфликт, а вызови милицию.
  9. Вынося мусорное ведро или отправляясь за газетой, посмотри сначала в глазок, нет ли посторонних лиц вблизи твоей квартиры; выходя, запри дверь.
  10. В дверях квартиры не оставляй записки о том, куда и на сколько ты ушел. Дом будет твоей крепостью, если ты сам будешь заботиться о своей безопасности.

Умей сказать «НЕТ»

  1. Когда тебе предлагают совершить недостойный поступок.
  2. Когда тебе предлагают попробовать что-либо запретное.
  3. Если тебе предлагают поехать куда-либо, предупреждая, чтобы ты об этом никому не говорил.
  4. Когда незнакомые или малознакомые люди приглашают тебя к себе в гости, на дискотеку, в клуб.
  5. Когда тебе предлагают «хорошо» отдохнуть вдали от взрослых, родителей.
  6. Если незнакомые люди предлагают подвезти тебя на машине или показать им дорогу, сидя в машине.
  7. Когда тебе предлагают на улице купить какой-либо товар по дешевой цене, сыграть в азартную игру, обещая большой выигрыш.
  8. Когда предлагают погадать с целью узнать будущее. Помни, что во многих случаях умение сказать «нет» – это проявление не слабости, а собственной силы, воли и достоинства.

Если ты оказался под обломками конструкций здания

Постарайся не падать духом. Успокойся.
Дыши глубоко и ровно.
Настройся на то, что спасатели тебя найдут.
Голосом и стуком привлекай внимание людей.
Если ты находишься глубоко под обломками здания, перемещай влево – вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т. п.), чтобы тебя можно было обнаружить с помощью эхопеленгатора.
Продвигайся осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйся по движению воздуха, поступающего снаружи.
Если у тебя есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпичи и т. п.) укрепи потолок от обрушения и жди помощи.
Если пространство около тебя относительно свободно, не зажигай открытый огонь. Береги кислород.
При сильной жажде положи в рот небольшой камешек и соси его, дыша носом.
Помни! Сохраняя самообладание, ты сбережешь свои физические силы, необходимые для того, чтобы дождаться помощи поисковой или спасательной службы!

ТЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО СПАСУТ!

Если пожар

Не звони из помещения, где уже занялся пожар, выберись в безопасное место и позвони в службу «01».
Не стой в горящем помещении – прижмись к полу, где воздух чище, и пробирайся к выходу.
Не трать времени на поиски документов и денег, не рискуй, уходи из опасного помещения.
Никогда не возвращайся в горящее помещение, какие бы причины тебя не побуждали к этому.
Уходя из горящих комнат, закрывай за собой дверь, это уменьшит риск распространения пожара.
Никогда не открывай дверь, если она горячая на ощупь.
Если нет путей эвакуации, по возможности заткни дверные щели подручными средствами (любыми тряпками, скотчем и т. п.).
Находись около окна, чтобы тебя можно было увидеть с улицы.
Старайся не открывать другие двери в помещении, чтобы не создать дополнительную тягу.
Будь терпелив, не паникуй.
При пожаре в здании не пользуйся лифтом, он может отключиться в любую минуту.
При ожогах ни в коем случае не смазывай кожу чем бы то ни было, не прикасайся к ожогам руками.

При возникновении пожара твой главный враг – время. Каждая секунда может стоить тебе жизни!

 

Памятка для родителей о мерах по обеспечению безопасности детей во время летних каникул

Уважаемые родители!

С началом летних каникул у Ваших детей увеличивается количество свободного времени, которое они часто проводят без должного контроля со стороны взрослых, что может привести к угрозе жизни и здоровья детей, совершению правонарушений.

Чтобы дети хорошо отдохнули, поправили свое здоровье, не совершили противоправных действий, родителям рекомендуется:
-​ провести с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
-​ решить проблему свободного времени ребенка. Помните, что в ночное время (с 23.00 до 07.00 часов) детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых;
-​ постоянно быть в курсе, где и с кем находится Ваш ребенок, контролировать место его пребывания;
-​ убедить детей, что вне зависимости от того, что произошло, Вы должны знать о происшествии с ребенком. Объяснить детям, что некоторые факты никогда нельзя скрывать от взрослых, даже если они обещали хранить их в секрете;
-​ объяснить, что нужно купаться только в отведенных для купания местах;
-​ изучить с детьми правила дорожного движения, езды на велосипедах, квадроциклах, скутерах, мопедах, мотоциклах. Не забывать, что детям, не достигшим 14 лет, запрещено управлять велосипедом на автомагистралях и приравненных к ним дорогах, а детям, не достигшим 16 лет, скутером (мопедом, квадроциклом).
-​ обратить внимание на возможные случаи возникновения пожаров из-за неосторожного обращения с огнем: детская шалость; непотушенные костры, не затушенные окурки, поджог травы;
-​ регулярно напоминать детям о правилах поведения.

Сохранение жизни и здоровья детей — главная обязанность взрослых.

Пожалуйста, сделайте все, чтобы каникулы Ваших детей прошли благополучно, а отдых не был омрачен.

Памятка для родителей по профилактике инфекционных заболеваний

Болезнь легче предупредить, чем лечить.

Для возникновения любой инфекции в семье или детском коллективе необходимо создать условия из 3-х предвестников: иметь контакт здорового восприимчивого человека через окружающие факторы среды обитания (воздух, вода, почва, продукты питания, окружающие предметы) с инфекционным больным или носителем инфекционного агента (бактерионоситель).

Если нарушить эту связь, то заражение не произойдет, и инфекция не распространится среди членов семьи, а также в любом организованном детском коллективе.

Для этого необходимо:

Инфекционного больного изолировать на дому или в инфекционной больнице. Ограничить контакт с больным других членов семьи, пользоваться средствами защиты при уходе за больным (маски, перчатки, дезинфецирующие средства). После обслуживания больного тщательно мыть руки с использованием антисептиков.

Больной с температурой, жалобами на головную боль, кашель, боли в животе, рвоту, понос, зуд, сыпь на теле – не должен идти на работу, в школу и места скопления людей. Необходимо обратиться за медицинской помощью к врачу и выполнять все его рекомендации. Бактерионоситель должен строго выполнять правила личной гигиены и своевременно проходить профилактическое лечение.

Профилактика вредного воздействия факторов среды обитания:

Воздух. Постоянно соблюдайте режим проветривания. В детских дошкольных учреждениях, жилых домах проводите кварцевание воздуха в отсутствие детей в период эпидемиологического неблагополучия по заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом, ветряной оспой и другими вирусными инфекциями.

Ограничивайте посещение массовых мероприятий в закрытых помещениях (цирк, кинотеатр, дискотека). Держитесь на расстоянии не менее 1 метра от больного с явными признаками инфекции.

Почва. Соблюдайте правила личной гигиены. Постоянно мойте руки после работы, игр на улице, после посещения туалета, перед приемом пищи.

Это золотое правило профилактики острых кишечных инфекций, вирусных инфекций, паразитарных и заразных кожных заболеваний (чесотки и микроспории).

Вода. Для питья пригодна вода только из проверенных источников. Вода из открытых водоемов, родников и не редко из колодцев не соответствует требованиям санитарного законодательства и не пригодна для питья. В случае аварии на водопроводе или эпидемиологическом неблагополучии (рост кишечных заболеваний) рекомендуется употреблять бутилированную воду.

Продукты питания. Строго соблюдайте правила хранения и сроки реализации продуктов. При покупке продуктов требуйте сертификаты качества. Не приобретайте продукты в местах несанкционированной торговли.

Окружающие предметы — игрушки, дверные ручки, лестничные перила, деньги, мобильные телефоны, домашние животные и птицы могут быть факторами передачи инфекций. После контакта с ними необходимо тщательно мыть руки с мылом. Домашние животные и птицы должны регулярно, не реже 1 раза в год, осматриваться ветеринарными специалистами.

Не трогайте голыми руками бродячих животных, больных и мертвых животных и птиц.

Профилактика здоровья и поддержание иммунитета против инфекций.

Соблюдайте здоровый образ жизни — полноценно питайтесь; соблюдайте режим труда и отдыха; покажите личный пример отказа от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики); избегайте стрессовых ситуаций; активно занимайтесь физкультурой и спортом.

medal
Яндекс.Метрика Версия для слабовидящих